25.10.2010

Сделай не сам

Южный бизнес в последние годы всё активнее пробует работать с компаниями, предоставляющими услуги IT-аутсорсинга. Отчасти поспособствовал этому кризис: когда бюджеты компаний начали сокращаться, а основное внимание руководители обратили на выживание бизнеса, вопросы бесперебойной работы и организации технической части стало разумнее поручать профессионалам

Согласно данным ведущего российского издания о высоких технологиях CNews, юг России пока заметно отстаёт по степени востребованности услуг IT-аутсорсинга. Лидирует Москва, которая потребляет свыше 30% от общего объёма этих услуг, затем идут Уральский округ (свыше 17%), Сибирский округ (свыше 8%) и другие, а ЮФО скромно занимает чуть больше 4%.

«Рынку IT-аутсорсинга здесь есть куда расти, а в последние годы доля ЮФО увеличивается», — говорит гендиректор компании iStack Алексей Власенко. Он согласен с приведённой оценкой, что сейчас доля Юга на этом рынке составляет порядка 4% — по итогам 2010 года в денежном исчислении она должна составить около 40 млн долларов. «Учитывая уровень экономического развития региона, потенциальную ёмкость рынка IT-аутсорсинга в ЮФО можно оценить в 85,7 миллиона долларов», — отмечает эксперт.

Коллеги г-на Власенко из компаний-интеграторов тоже видят потенциал рынка — они констатируют, что сейчас к услугам внештатных IT-специалистов прибегают всё больше фирм. По словам директора ростовской компании Softline Services Ирины Кривенковой, после кризиса очень многие предприятия пересматривают свою IT-стратегию и IT-тактику, идут по пути экономии бюджетов и гораздо более пристальное внимание начинают уделять аутсорсингу. «Компании всё больше ориентируются на бизнес-задачи, которые стоят перед организацией, и понимают, что строить IT-инфраструктуру необходимо, отталкиваясь от этих задач, а здесь без помощи профессионалов не обойтись», — говорит г-жа Кривенкова.

Мотивации у бизнеса разные: кто-то хочет сократить затраты на содержание своих постоянных работников, кто-то внедряет специфические проекты, которые требуют узкопрофессиональных знаний и поддержки. Круг клиентов у интеграторов расширяется: теперь это не только представители бизнеса. «Пошли банки, муниципальные образования, ведомственные структуры и собственники контента», — отмечает гендиректор «Синтерры-Юг» Игорь Ковалёв. По его словам, такие категории клиентов порой бывает сложно убедить, например, в сохранности и надёжности обработки данных на серверах компании-аутсорсера, но всё это «дело техники». Главное для формирования южного рынка IT-аутсорсинга, по мнению г-на Ковалёва, — это активное продвижение услуги.

Экономичные внештатники

Ирина Швец, директор компании AVANTA Personnel (специализируется на подборе персонала и кадровом консалтинге) в Ростове-на-Дону, говорит, что вакансий IT-специалистов у южных компаний маловато — в месяц бывает не более десятка обращений. «Заказов на IT-специалистов стало гораздо меньше, хотя их и раньше, в докризисное время, было немного в сравнении, например, с менеджерами по продажам, — рассказывает г-жа Швец. — Малое количество вакансий для подобного рода специалистов объясняется тем, что реального подъёма в экономике практически нет, а IT-отдел традиционно поддерживает продажи, логистику и другие направления в основной деятельности компаний».

Существует мнение, что меньше всего в собственных IT-специалистах в условиях «порезанных» бюджетов нуждаются предприятия малого бизнеса. «С этим сегментом всё понятно, цель здесь одна — экономия, ведь держать IT-специалиста в штате и платить ему зарплату небольшим компаниям накладно», — объясняет Ирина Кривенкова.

По данным AVANTA Personnel, в Ростовской области зарплаты «айтишников» варьируются от 14–15 тысяч (системный администратор в небольшой компании) до 150 тысяч рублей (директор по IT). При этом работодатели стремятся снизить расходы на штатных сотрудников: «Есть компании, которые сократили фиксированную часть и увеличили переменную — процент за продажи, за бесперебойную работу, за экономию средств и ресурсов», — перечисляет Ирина Швец.

По словам Игоря Ковалёва, средняя зарплата хорошего IT-специалиста варьируется в пределах 25–35 тысяч рублей, передача же в аутсорсинговую компанию всего серверного оборудования с круглосуточным мониторингом обойдётся примерно в 12–15 тысяч рублей. «По-моему, если предложение аутсорсера дешевле содержания штатного сотрудника хотя бы на 10–15 процентов, то это уже выгодное предложение; а тут выгода очевидна, притом что в эту стоимость включены все коммунальные платежи», — говорит г-н Ковалёв. А вот Ирина Кривенкова уверена, что усреднённого калькулятора на услуги IT-аутсорсинга нет и быть не может, ведь их стоимость зависит от множества факторов: задач, объёма работ, сложности продуктов, уровня привлекаемых специалистов (их опыта, статуса, квалификации), времени реализации проектов, истории сотрудничества с конкретным клиентом. Если говорить об экономическом эффекте от работы с аутсорсером, то, по мнению руководителя Softline Services, привлекая внештатного специалиста, компания экономит как на зарплате, так и на затратах на соцпакет, больничные, мотивационную схему. «Если компания регионально разбросана, прибавьте к этому возможные командировки; кроме того, IT-специалисту постоянно нужно поддерживать и повышать свою квалификацию, а профессиональное обучение стоит денег, и немалых», — добавляет г-жа Кривенкова.

Представители интеграторов, впрочем, указывают на то, что далеко не всегда заказчики их услуг исходят лишь из соображений экономии на штате сотрудников. «Экономический эффект связан в первую очередь с быстрой и высококачественной работой интегратора, ведь специалисты интегратора, как правило, имеют более узкую специализацию и большой опыт внедрений различных технологий», — замечает менеджер по развитию бизнеса компании iStack Сергей Мазниченко. «Заказчик сам расставляет приоритеты. Кто-то действительно стремится уменьшить расходы на персонал, но в некоторых случаях передача на аутсорсинг непрофильных видов деятельности позволяет компаниям сконцентрировать своё внимание на основном бизнесе», — делится своим видением ситуации Игорь Ковалёв.

С распространённым мнением, согласно которому основным заказчиком IT-аутсорсеров является малый бизнес, собеседники «Эксперта ЮГ» не согласны. Алексей Власенко отмечает, что практически все компании сейчас в той или иной мере прибегают к услугам аутсорсеров, так как последние имеют ряд преимуществ, в том числе благодаря наличию у них штата уникальных сертифицированных специалистов. «Крупным организациям IT-аутсорсинг тоже часто может быть выгоден — причём здесь на первое место выходят выгоды не только материальные, — продолжает мысль коллеги г-жа Кривенкова. — Универсальных специалистов не существует, а проекты могут быть самые разные, в том числе и с очень редкими и тяжёлыми продуктами — в таком случае лучше привлечь стороннюю команду профессионалов с соответствующими компетенциями и опытом. К тому же профессионализм в определённой отрасли в сочетании с абстрагированным от конкретной компании взглядом на IT-инфраструктуру принесёт более ощутимый результат».

Всю IT-систему аутсорсерам ещё не доверяют

По словам игроков рынка, услуги сторонних IT-специалистов могут быть востребованы во всех отраслях. «Это дань времени», — резюмирует сервис-менеджер iStack Павел Седов. Однако Игорь Ковалёв замечает, что услугами центров обработки данных (ЦОД), например, часто пользуются представители молодых быстроразвивающихся отраслей, которые не хотят строить дорогостоящие серверные, набирать квалифицированный штат по IT-технологиям. Услуга по размещению серверного оборудования в ЦОДах, по словам г-на Ковалёва, одна из самых востребованных, при этом рынок ЦОД в ЮФО только начинает складываться.

Сергей Мазниченко делится наблюдением, что полная передача IT-систем предприятий на аутсорсинг пока ещё не очень популярна в России — чаще всего на аутсорсинг передаётся обслуживание отдельных компонентов систем, специалисты со стороны привлекаются для внедрения и сопровождения конкретных проектов. Так, недавним реализованным его компанией проектом стало создание централизованной системы хранения данных для ростовского предприятия «Атлантис-Пак», крупнейшего в Европе производителя оболочек для мясопродуктов и сыров. По информации интегратора, проект был реализован в целях повышения эффективности бизнес-процессов компании и обеспечения возможности защищённого отказоустойчивого доступа сотрудников всех филиалов «Атлантис-Пака» к бизнес-данным. Программно-аппаратная платформа решения состоит из систем N6040 и N5200, размещённых в Ростове-на-Дону, четырёх систем хранения данных (СХД) N3300 на территориях филиалов компании, а также системы мониторинга СХД Data Fabric Manager. Сейчас совокупный объём данных системы хранения превышает 100 Тб. Стоимость внедрения проекта не раскрывается.

Однако специалист iStack считает, что в будущем во взаимоотношениях интеграторов и бизнеса IT-услуги полностью отойдут к аутсорсерам: «В Европе пришли к этому, и Россия придёт со временем, — надеется г-н Мазниченко. — Такой сценарий скорее всего будет реализовываться не быстро: далеко не все компании готовы доверить свои бизнес-данные посторонним, боясь утечки информации». Хотя, если вспомнить слова Игоря Ковалёва об интересе к аутсорсерам банкиров и чиновников, определённые психологические барьеры, похоже, уже сломлены.

Игорь Линеев


Возврат к списку